Приветствую Вас, Гость

Инклюзивное образование

Что такое инклюзивное (включающее) образование?

Инклюзивное образование
дает возможность всем обучающимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива.

Включающее образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Включающее образование базируется на восьми принципах:

• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
• Каждый человек способен чувствовать и думать.
• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
• Все люди нуждаются друг в друге.
• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Включение – это не интеграция:

• Включение – это больше, чем интеграция.
• Молодые люди учатся вместе в обычной школе.
• Специалисты приходят помогать детям.
• Обычные школы изменяются.
• Внимание на возможности и сильные стороны ребенка.
• Все молодые люди изучают историю инвалидного движения.
• Воспринимают человеческие различия как обычные.
• Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями.
• Молодые инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью.
• Взгляды и мнения молодых инвалидов становятся важными для окружающих.

Включение – это:

• НЕ наличие специализированных классов в обычной средней школе;
• НЕ обучение ребенка в средней школе без необходимой поддержки;
• НЕ интеграция 1 или 2 детей вне школы и без учета равных возможностей;
• НЕ тогда, когда дети приходят на 1-2 часа в среднюю школу из специализированной.

Законодательные ресурсы:

• Конституция Российской Федерации
• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273
• Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
• Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
• Конвенция о правах ребенка

Правила инклюзивной школы

• Все ученики равны в школьном сообществе
• Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
• У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
• Планируется и проводится эффективное обучение
• Работники, вовлеченные в процесс обучения, обучены стратегиям и процедурам облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников,
• Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
• Семьи активно участвуют в жизни школы
• Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

• Подходит для всех учеников – не только для учеников с инвалидностью
• Средство приспособления к широкому кругу возможностей ученика
• Способ выразить принятие и уважение индивидуальных особенностей обучения
• Применимость ко всем составным частям программы и привычной манере поведения в классе
• Обязанность всех работников, вовлеченных в процесс обучения
• Наиболее вероятное повышение успешности ученика

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

• он достаточно гибок,
• ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
• он уважает индивидуальные различия
• он может слушать и применять рекомендации других членов команды
• он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
• он согласен работать с другими учителями в одной команде

Результаты инклюзии:

• У учеников есть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
• Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
• Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
• Индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ученика
• Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
• Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
• Существуют процедуры оценки эффективности

В заключение:

• Инклюзивные сообщества включают:
     □ Изменение взглядов в целом
       - Разнообразие включает каждого
     □ Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения
       - Чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается
     □ Возможность для каждого быть успешным
• Социальные изменения:
     □ Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным
     □ Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе
    □ Начните с вашего маленького сообщество – и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения вашего опыта
     □ Действие отличается от убеждений и теории!


По материалам международной конференции
«Развитие инклюзивных школ в России»,
Москва, 19-20 ноября 2005

Реализация мероприятий в рамках Государственной программы "Доступная среда" (ФОТООТЧЁТ)

Неделя инклюзивного образования

Карта оценки готовности к инклюзивному образованию